aif.ru counter
220

Колдовская трасса

В редакцию позвонил Виктор Шадура, читатель с "того" берега: "А вы знаете, что вилючинской горнолыжке исполнилось 30 лет?". Нескольких минут разговора хватило, чтобы корреспондент "АИФ-Камчатка", впечатлившись, засобирался в город подводников.

В редакцию позвонил Виктор Шадура, читатель с "того" берега: "А вы знаете, что вилючинской горнолыжке исполнилось 30 лет?". Нескольких минут разговора хватило, чтобы корреспондент "АИФ-Камчатка", впечатлившись, засобирался в город подводников.

Здесь и открылась интереснейшая история возникновения на противоположном от Петропавловска берегу Авачинской бухты двух горнолыжных трасс, составляющих сегодня серьёзную конкуренцию горе Морозной не только в плане популярности, но и по уровню подготовки лучших горнолыжников России...

Любимые сопки

Есть в Вилючинске три любимые всеми сопки с народными названиями: Колдун, Колдуниха, Колдунёнок. С них-то всё и началось в уже далёком 1979-м.

- Однажды после турпохода работники судоремонтного завода собрались за дружеским столом, и мастер цеха Владимир Трубаенко предложил идею: проложить на Колдунёнке трассу для катания на горных лыжах, - рассказывает один из первопроходцев, а ныне директор аквакомплекса "Океан" Александр Надибаидзе. - Гора эта солидная, несмотря на ласковое название, - около 300 метров в высоту. Было нас за тем столом 12 мужиков. Все, кроме мастера, молодые и неженатые. А Владимир Анатольевич, наш вдохновитель и организатор, - человек с богатым жизненным опытом, исходил все сопки, сам катался на лыжах. Он и бросил искру. А мы поддержали.

...И началось. Трассу на Колдунёнке стали прорубать всерьез в 1980 году.

Техники - никакой. Работали в свободное от завода время и по выходным.

12 мужчин прокладывали будущую горнолыжку вручную, с топорами и пилами. Женщины-подруги тоже помогали - поварили для отважной команды.

- Виктор Геннадьевич Якимов, кораблестроитель и организатор судоремонта - в дальнейшем первый президент клуба и первый тренер, - взял всю организацию дела на себя, - вспоминает Надибаидзе. - У нас говорят: страшнее судоремонта в мире ничего нет, поэтому если за дело берётся строитель кораблей, то всё будет так, как надо.

И мы делали. Ведь то же дерево мало завалить - нужно еще его разделать, растащить в стороны. А с пнями - вообще отдельная история. Поначалу мы решили их... взрывать. Был у нас судостроитель Алексей Чугайнов. Через штаб Тихоокеанского флота он договорился о выделении минёров. Их вызвали из Завойко, а мины противотанковые взяли в Рыбачьем. Прикладывали к пням и взрывали. Но на месте взрыва оставались раскорёженные корни и яма диаметром метра два, которую нужно было засыпать. Поэтому от затеи отказались:

Прорубили мы трассу до половины горы. Покатались просто так, без техники. А потом решили делать подъёмник. Зимой, до декабря, поставили столбы.

...Вскоре и руководство завода в лице командира Гурама Пирвели отнеслось с пониманием к идее энтузиастов: постепенно, за несколько месяцев, в цехах изготовили подъёмники, основание, блоки, привезли километры троса, кабеля, металл. За три дня - с 7 по 9 ноября 1980 года - построили домик, он и сейчас стоит. Из чего строили? О, это тоже отдельная история, - улыбается Надибаидзе.

Сарай, подлодки и ракеты...

- Разобрали сарай в Сельдевой, который подарили нам уехавшие на материк хозяева. Потом взяли аккумуляторные ящики с подводных лодок - высокие такие, метра по полтора. Мужчины их разбирали, а женщины гвозди выпрямляли. Вот этими выпрямленными гвоздиками и строили. Помогли личные контакты и доброе расположение командиров частей - дали нам контейнеры из-под стратегических ракет - они и сейчас стоят. Потом пристроили к домику будку с пультом управления подъёмниками и поставили тракторный бокс.

...За час до полуночи 22 февраля 1981 года, наконец, всё было готово, протянут кабель, сделаны все соединения. Проверку трассы решили на утро не откладывать. Была ночь, горели факелы... Наверное, тогда и взяла свое начало красивейшая традиция: факельный лыжный спуск с вершины Колдунихи, которым и поныне любуются вилючинцы в новогодние ночи. А тогда прозвучал призыв: "Ну, нажимай кнопку!". И в свете факелов всё... заработало!

Первый подъёмник был, конечно, далёк от международных стандартов - крючочек, верёвочка и палочка... А ещё так "совпало", что в день первого подъёма на гору открылся 25 съезд КПСС. Очень важное по тем временам событие. Создать горнолыжный клуб было решено тут же. Не мудрствуя лукаво, назвали его "Вилюй"...

- Прорубив первую трассу, мы проложили вторую, километровой протяжённости, уже на Колдунихе, - рассказывает Александр Надибаидзе. - В клубе к тому времени было много активных людей, ставших впоследствии руководителями города: Лев Николаевич Бойцов, Алла Михайловна Телкова - главные инициаторы горнолыжного спорта в Вилючинске. С их помощью был построен современный подъёмник, соответствующий всем правилам техники безопасности.

Подарок городу

...Сегодня муниципальной трассе уже 20 лет, и она полностью отдана в распоряжение ДЮСШ N 2, где тренируются будущие чемпионы горнолыжного спорта. И это не просто слова.

Один из лучших тренеров ДЮСШ Олег Буканин был подростком, когда рубили трассу. А сейчас его воспитанница Настя Чайковская, участница Кубков мира, работает тренером в Москве. Здесь отметились много ярких и замечательных личностей...

Вспоминает заместитель директора ДЮСШ-2 по учебной части Николай РЯЗАНОВ:

- Я прекрасно помню те времена - мне 8 лет было, когда зарождалась трасса. Начинали мы кататься с Настей Чайковской еще на Колдунёнке, на бугельном подъёмнике. Сама школа с отделением по горным лыжам была организована в 1993 году только благодаря этой трассе и энтузиазму делавших её людей. Это потом были выделены деньги, приобретены ратраки, построены большое благоустроенное здание и современные подъёмники. Я сам тренировался у Буканина, достиг результата кандидата в мастера спорта. Потом, после армии, окончил Дальневосточную академию физической культуры и пришел на работу в спортшколу.

...Современная трасса максимальной ширины 80 метров - уже заслуга коллектива и родителей учащихся школы. Все работы по благоустройству - на их плечах. А педагогический состав традиционно пополняется собственными выпускниками. И результаты закономерны.

- Взять, к примеру, "Эдельвейс" и "Морозную" - это школы олимпийского резерва, из которых "Эдельвейс" считается лучшей в России. Но мы составляем им серьёзную конкуренцию. По итогам соревнований, например, за январь-февраль 2011 года учащиеся горнолыжного отделения ДЮСШ-2 заняли 28 призовых мест. Всего же за сезон у нас - 41 призовое место в выездных соревнованиях краевого и всероссийского уровней. Шестеро наших учащихся - в камчатской сборной, выступают на самых главных первенствах за честь края. А Камчатка, кстати, признана в 2010 году лучшей в России по результатам в горнолыжном спорте. Нам есть чем гордиться! - говорит Рязанов.

Двенадцать...

...Но вернемся к родоначальникам. Сейчас горнолыжный клуб "Вилюй" с трассой на Колдунёнке возглавляет Юрий Батуров. Он - старший технолог на судоремонтном заводе, куда приехал молодым специалистом по распределению из Владивостока в 1986 году. Он тоже тогда сразу влился в ряды энтузиастов-строителей. В 1989 году его приняли в клуб, а в 2001-м выбрали председателем:

- Наша цель номер один - популяризация и развитие горнолыжного спорта, доступного для всех категорий населения. Дети до 14 лет и женщины катаются у нас бесплатно, для остальных - чисто символические взносы, которые помогают поддерживать трассу в порядке. Многих привлекает ещё и то, что наша трасса - дикая, снег не утрамбован. Бывалые люди говорят: тот, кто научится кататься у нас, будет первым везде!

...Действительных членов клуба - тех, кто следит за трассой и дежурит по выходным, - по-прежнему 12. До сих пор они приводят в порядок своё любимое детище вручную. В планах - постройка нового домика: старый за 30 лет уже обветшал.

А позвонивший нам в редакцию с "того" берега Виктор Степанович, сам, кстати, впервые ставший на горные лыжи в 80-х, уже при личной встрече сказал: "В наше время не ждали, когда придет дядя из Газпрома и что-то построит - всё делали сами"...

КСТАТИ

Каждый пришедший в "Вилюй" регистрируется и проходит обязательный инструктаж по технике безопасности. В день на трассе катаются до 60 человек.

У клуба есть свои устоявшиеся традиции и правила. Одно из них: не сквернословить. Если ты ступил на территорию "Вилюя" - оставь крепкие выражения за воротами. Правило номер два - запрет на спиртные напитки. Номер три - не мусорить! Есть и такая традиция: ежегодная организация вместе со спорткомитетом восхождения на Вилючинский вулкан в июне-июле. Это будет посложнее, нежели на Авачу.

Много лет горнолыжники "Вилюя" участвовали в праздниках проводов зимы, фестивалях, организовывали театрализованные сказочные представления. Например, "Бременские музыканты" или "Репка" на лыжах. Виктюк бы увидел - обзавидовался...

Смотрите также:

Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Какие ветеринары в Петропавловске выезжают на дом к владельцам животных?
  2. За какие действия ночью могут оштрафовать жителей Камчатки?
  3. Какие правила должен знать ребёнок-пешеход?