aif.ru counter
Борис МАКСИМОВ 1 506

Искусствовед — о камчатских артистах и театральных постановках

Что меняется на камчатской сцене.

«Дама с собачкой» — одна из последних премьер драмтеатра. Актёры В. Бондаренко и Н. Войтюк.
«Дама с собачкой» — одна из последних премьер драмтеатра. Актёры В. Бондаренко и Н. Войтюк. © / АиФ

Корреспондент «АиФ-Камчатка» обсудил происходящее за кулисами и на сцене камчатского храма Мельпомены с профессиональным журналистом, капитаном 2 ранга запаса, яхтсменом, туристом-экстремалом и искусствоведом по призванию Александром Крышталём.

Просветлить душу

Борис Максимов, kamchatka.aif.ru: На Камчатке, по сути, сейчас нет театральных критиков. Вы один из тех, кто периодически рассказывает на страницах разных изданий, в том числе и «АиФ-Камчатка», о новых постановках. Как давно у вас возник интерес к театру?

Александр Крышталь: Театральных критиков на Камчатке действительно нет. Есть некий круг людей, позиционирующих себя в качестве таковых. Но тут нечему удивляться: в нашем почти изолированном малонаселённом регионе много чего нет. Хорошо, что у нас есть аж два (!) профессиональных театра. И есть люди, которые любят мир живого искусства перевоплощения.

Для меня интерес к театру начался с желания «просветлить душу» от суровых будней курсанта военного училища. Мне повезло: в 80-е годы я учился во Львове — городе с европейским традициями. Это один из осколков давно канувшей Австро-Венгерской империи, от которой в городе осталось много замечательных культурных памятников, один из которых — красивейший оперный театр, далёкий «родственник» Венской оперы. И первый мой «культпоход» был именно в оперный (две одноактные оперы «Сельская честь» и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло). Позже меня совершенно увлёк игривый «Декамерон» на украинском языке в драмтеатре имени Заньковецкой, после чего я окончательно «заболел» театром.

Во Львове, наряду с академическим искусством, уже тогда были развиты студийные полупрофессиональные театры. Это очень живой, восприимчивый к новым веяниям эстетический пласт культуры. На мой взгляд, именно этого не хватает сейчас нашему Петропавловску-Камчатскому. Хотя движение в эту сторону есть. Например, молодёжный театр Елены Зориной «Бродячая собака» при камчатском драмтеатре.

– С тех пор у вас было немало культпоходов. Как смотрятся камчатские постановки по сравнению с другими театрами?

– С местных театров для меня начинается знакомство практически со всеми городами, где бываю. Перемены в постсоветском театральном пространстве в сторону упрощения репертуара, насыщения его «облегчёнными», порой, пошловатыми водевильчиками, не могли не коснуться Камчатки. «Слишком женатый таксист» и подобная продукция современного ширпотреба, разумеется, не преминули прийти и к нам. Это неизбежное следствие идущих в обществе процессов. И всё же удельная доля такой поверхностной развлекаловки относительно невелика на Камчатке — в сравнении с другими регионами.

Полнокровную постановку классической пьесы сейчас трудно где-то увидеть, кроме как в «звёздных» столичных театрах. Театры вынуждены всё «купировать», сокращать, переделывать, чтобы Его Величество Зритель, не дай Бог, не заскучал и не перестал приходить. На Камчатке это тоже есть, куда деваться… И в то же время у нас находят смелость, берутся и ставят настоящие шедевры. Уверенно скажу, что таких глубоких, пронзительно волнующих спектаклей, как «Саня, Ваня, с ними Римас» и «Капитанская дочка» камчатского драмтеатра, а также «Баллада Инвалидной улицы» (спектакль для взрослых театра кукол), очень мало увидишь в других городах. Это искусство высочайшей пробы.

Наша «Капитанская дочка» — редкое сочетание современного подхода к постановке и внимательного следования авторской канве. Капитан Миронов в исполнении Андрея Лепеева — один из лучших, на мой взгляд, воплощённых образов этого персонажа на отечественной сцене. Досадно, что этот действительно заслуженный артист до сих пор не отмечен никакими официальными званиями.

Удивительно и замечательно, что у нас такие шедевры успешно рождаются и живут. Порой долго, как, например, моноспектакль «Как я съел собаку» в исполнении заслуженного артиста России Алексея Высторопца держится в репертуаре около 15 лет.

Главные роли

– Раньше у нас пьесы ставили, в основном, камчатские режиссёры и их имена были на слуху. Сегодня — чаще заезжие. Это хорошо?

– Профессиональный режиссёр на Камчатке сейчас только один. Да, умеет выполнить небольшую постановку актёр драмтеатра заслуженный артист России Вячеслав Таратынов. Его «Обломоff», «Письма любви» оставили свой след… Но большое драматургическое полотно может создать у нас только один человек — Валентин Васильевич Зверовщиков. Он длительное время работал в театре кукол, потом был художественным руководителем театра драмы, после чего уехал на какое-то время в Иркутск... Сейчас Зверовщиков вновь в кукольном театре. Теоретически он мог бы, как и раньше, ставить спектакли и в нашем «большом», драматическом. Но этого не происходит, в силу разных причин, в основном личного характера. А жаль…

Зверовщиков — специалист очень высокого уровня. В России таких мало. Кстати, одним из немногих в нашей стране он решился вынести на сцену знаменитый мюзикл «Кабаре» Эбба и Кэндора. В 2003 году это стало всего второй (!) российской постановкой мюзикла. Совсем юные тогда артисты Катя Пивинская, Наташа Найчукова, Павел Колотовкин делали в нём свои первые шаги, при этом дуэту Колотовкин — Пивинская (для Кати это был первый выход на профессиональную сцену!) Валентин Васильевич доверил главные роли… Ныне это одни из самых востребованных исполнителей нашего драмтеатра.

Да, сейчас спектакли ставят приглашаемые специалисты. За последние годы это Анна Фекета, Александр Загораев, Егор Чернышёв и Виталий Дьяченко. Как правило, всё их постановки на хорошем уровне. Вполне возможно, что с экономической точки зрения так выгоднее, чем брать режиссёра на постоянную работу. Но, зная жизнь нашего театра изнутри, слышал и другое мнение: с молодыми актёрами сейчас буквально некому «возиться». Да и с не очень молодыми тоже… Отсюда некий ролевой перекос в занятости артистов. Приезжие специалисты, даже если они уже не в первый раз на Камчатке, не могут хорошо знать всю труппу. Поэтому мы редко видим на сцене некоторых неоправданно «забываемых» артистов. Это, в основном, о старшем поколении. А из молодых такие яркие исполнительницы, как Наташа Войтюк, недавно впервые сыгравшая главную роль в «Даме с собачкой», могли бы заблистать и раньше… Вспомним, как умел разглядеть будущих звёзд Зверовщиков.

Не Москвой единой

– В круге вашего общения — не только камчатские артисты. Кто из них больше всего впечатлил?

– Заезжих звёзд интервьюировать приходилось. Об этом можно отдельно рассказывать. Запомнился предельно откровенный «вопрос-ответ» с Александром Михайловым («Любовь и голуби», «Змеелов» и другие фильмы). На творческом вечере он подробно рассказал о том, как жил в Забайкалье, учился на моряка во Владивостоке и даже приходил на пароходе в Петропавловск. Я спросил: «Александр Яковлевич, но ведь Москва, где вы сейчас живёте, — гнуснейший из городов, признайтесь честно!». «Да, гнусный, мерзкий город, — не задумываясь, подтвердил Михайлов. — Но что поделать, работа там».

Эти слова совсем недавно вспомнились мне на встрече с создателями нашего нового спектакля «Дама с собачкой». Актёр Павел Колотовкин упомянул о своей недолгой столичной жизни, выразив это запоминающимся образом: «Там каждое утро, садясь в общественный транспорт, начинаешь ненавидеть людей». В итоге Паша вернулся на Камчатку, хотя я не сомневаюсь, что с его яркой техникой и чрезвычайно широким исполнительским диапазоном найти себя в Москве он смог бы… Так что не Москвой единой может быть счастлив хороший артист. А в двух наших камчатских театрах хороших актёров много.

Замечательная публика

– Конечно, ваши неповторимые пейзажи, ваши сопки производят колоссальное впечатление, но всё же города остаются в моей памяти благодаря людям… Один запоминающийся эпизод здесь произошел. Нас возили купаться в «Голубую лагуну», я вспомнил, что не взял купальные принадлежности. На рынке, куда мы заехали, узнавшая меня женщина-продавец наотрез отказалась брать деньги за выбранные мною трусы… Она была потом на спектакле.

В ресторане гостиницы «Октябрьская» мне понравились ваши замечательные фирменные салаты: из папоротника, из кальмаров и из печени какой-то рыбы, кажется минтая.

Три салата плюс сопки и подаренные трусы, плюс замечательная публика — по-моему, это все 22 удовольствия, а не 21… Даст Бог, приеду сюда ещё не раз.

(Из интервью А. Крышталя с Игорем Дмитриевым во время гастролей народного артиста РСФСР на Камчатке).

Досье
Александр КРЫШТАЛЬ. Родился 7 февраля 1966 г. в Киеве. Окончил Суворовское училище. После — факультет военной журналистики в Львовском военном училище. Длительное время служил военным журналистом сначала в Кронштадте, потом на Камчатке, где возглавлял газету «Тихоокеанская вахта». В ноябре 2004 г. завершил службу в звании капитана 2 ранга.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Юлия Медведева[vkontakte]
    |
    00:08
    05.04.2017
    0
    +
    -
    Спасибо, много из написанного справедливо! С чем-то не соглашусь, но это моё личное мнение. Спасибо ещё раз, что не забыли Валентина Васильевича - единственный режиссёр драматического театра и не в драмтеатре, парадокс? Личные предпочтения тут не при чём. Он необходим, нам, артистам! Но не нужен...., кто выигрывает? Пожалуй, творческих побед после "ухода" Зверовщикова всё меньше! С уважением, Юлия Медведева.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Сделают ли дорогу на Мишенную сопку в Петропавловске?
  2. На какие нужды камчатские семьи могут потратить материнский капитал?
  3. Могут ли на Камчатке начинающие бизнесмены получить консультации?