Александр Крышталь 0 162

Непредсказуемый Лепа. Как актёр театра похоронил карьеру губернатора

Метаморфозы актёра Андрея Лепеева.

С любимой гармошкой.
С любимой гармошкой. © / Из личного архива

Он мастер абсолютных перевоплощений, на сцене и в жизни. В камчатском театре служит 20 лет. У него много ролей, его любят…

Но так было не всегда. Метаморфозы и перевоплощения буквально преследовали Андрея Лепеева.

Автомат 249 963

Актёром он стал случайно. Приходил в мореходку, потом почти окончил электротехникум, но вылетел за товарищескую пирушку. Служил в погранвойсках, был сварщиком, осваивал хлораторные установки и варку агар-агара, работал на стройке, в порту. В театральный пришёл из любопытства, поступил и окончил… через 9 лет (!).

– В институт искусств во Владивостоке пришёл, когда меня вышибли из техникума, — вспоминает Андрей. — У них приём раньше всех, а мне не хотелось в армию. Выучил басню Крылова, вспомнил школьный хит «Ленин и партия» Маяковского и попытался заучить самый короткий в сборнике рассказ Чехова «Толстый и тонкий». К своему удивлению, конкурс прошёл.

– Но ваше первое хождение в актёры, насколько я знаю, было недолгим?

– Осенью после первого курса появился приказ о моём отчислении. Объяснение подсказали сокурсники. Завкадрами, женщина бальзаковского возраста, любила молодых студентов. Она приходила ко мне по поводу несданного зачёта по зарубежной литературе. А я не мог понять, зачем она близко подсаживается, по коленке гладит. За эту «непонятливость», похоже, завкадрами и состряпала летом приказ об отчислении. Поводом был «неуд» по зарубежке, хотя за такое, как правило, из института не отчисляют.

 …И Лепа (так его прозвали студенты) уехал на заставу у моста в Китай.

– Если нужно запомнить какие-то цифры, я до сих пор набираю номер своего автомата — 249 963, — говорит Андрей. — Это мой пароль на всю жизнь. Потом служил в ансамбле песни и пляски: там потребовался чтец-ведущий. Но в мае 1982-го сходили ансамблем в самоволку. Я стал «стрелочником» и три дня ползал по плацу гауптвахты с вещмешком — воспитательный тренинг начгуба, а потом уехал дослуживать в хозвзвод. Там освоил профессию сварщика.

Возвращение блудного студента

– Сварщик — не единственная ваша профессия…

– Да, дома, в посёлке Штыково, я встретил ядрёную девушку, женился и стал оператором хлораторных установок очистных сооружений. Потом варил агар-агар — водоросль, из которой добывают желатин. Варил полтора года, пока не позвонили из института и сказали, что можно восстановиться.

И Лепа пошёл учиться на второй курс. Здесь он тормознулся на два года — из-за нелюбви к английскому языку. Мог и на третий остаться, но пошёл на обходной манёвр: записался в речевую студию народного артиста России Льва Ткачёва. У Ткачёва складывались личные отношения с «англичанкой», и схема сработала: народный артист замолвил словечко за ученика, и зачёт Лепа получил.

В возрасте 27 лет Андрей Лепеев стал, наконец, дипломированным актёром. Штыковская девушка давно перестала быть его женой, не видя с ним перспектив, а на четвёртом курсе Андрей женился вторично, на своей однокурснице. Из предложений по работе выбрали Комсомольск-на-Амуре, так как там давали жильё.

– Комсомольск чуть больше Петропавловска, — вспоминает Андрей. — Арбузовский «Город на заре»: вокруг 27 «зон», два металлургических завода, химкомбинат, самолётостроение, ремонт подлодок… А театр появился на основе лагерных актёров в 1936 году.

Отработал там Лепеев 5 сезонов, до 1993 года. Зарплаты ни на что не хватало, нужно было кормить сына, и Андрей пошёл на стройку плотником-бетонщиком. А в театр прибыл новый режиссёр… и увёл у него жену. Лепа оставил квартиру и уехал с рюкзаком и любимой гармошкой во Владивосток. Устроился в ТЮЗ (театр юного зрителя). Скитался по гостиницам, жил в театре… Концы с концами не сводились, и пришлось опять искать более оплачиваемую работу. Пошёл разгружать контейнеры в порту...

Стал выпивать. Друзья резонно говорили: «Сопьёшься, Лепа!».

– Но не спился же?                                                                

– Спасло актёрское призвание: сначала вернулся в ТЮЗ, а потом меня заприметил ныне легендарный Виктор Рыжаков (худрук Камчатского драмтеатра в 1995-2001 годах — Авт.). Мы с ним одногодки, окончили в разные годы один институт.

Актёрское призвание.
Актёрское призвание. Фото: Из личного архива

– И вы очутились на Камчатке…

– Рыжаков ехал из Москвы возглавить театр в Петропавловске-Камчатском. И 31 декабря 1995 года я впервые прилетел вместе с ним на Камчатку. 20 лет назад, в начале 1996-го, начался мой первый сезон на камчатской сцене…

Человек Рыжакова

– Благодаря Рыжакову в камчатском театре появились не только вы…

– Да, Виктор пригласил также однокурсницу Татьяну Уфимцеву и молодёжь: Оксану Кардонец, Наталью Исайкину, Алексея Телеша, Светлану Шаврову, Валентина Сидорова… Все они потом ушли вслед за ним в 2001 году и несколько позже. Рыжаков был человек яркий и харизматичный. Мне с ним работалось легко: он давал возможность импровизировать.

Разногласия начались, когда Рыжаков поставил свой знаменитый «Караул № 8».

– Что случилось тогда?

– Это был неплохой спектакль. Девушки симпатичные, малая форма, глаза в глаза. Поют, играют на саксофонах… Всё замечательно. Но это был просто один из хороших спектаклей, а шумиха, как вокруг шедевра: «Мы едем в Эдинбург, покоряем Америку»… Никого не покоряли, а в Эдинбурге играли на площади, где выступают слоны, обезьяны и клоуны. Рыжаков так «вложился» в этот проект, что многое в театральной жизни неизбежно было упущено.

Когда губернатором стал Машковцев и управление культуры принял Ребров, Рыжаков шантажировал их по какому-то вопросу и написал заявление об уходе. Против ожидания Виктора Анатольевича, его не стали уговаривать, а наоборот дали ход заявлению. Он этого, конечно, не ожидал...

Андрей Лепеев учился в театральном 9 лет!
Андрей Лепеев учился в театральном 9 лет! Фото: Из личного архива

– Многие спектакли рухнули с уходом Рыжакова и в течение короткого периода из театра уехали 14 артистов...

– Мы пекли спектакли, как блины, чтобы восполнить пробелы. В месяц выпускали по две премьеры. И пытались восстановить старые постановки. Из театра выходили только поесть и поспать.

Скандальная «Золушка»

История с безобидным новогодним капустником 2011 года, стоившим карьеры губернатору Алексею Кузьмицкому, известна многим камчатцам. Не обременённая чувством юмора дама, по прихоти Кузьмицкого ставшая его первым заместителем, пришла на «Золушку» и увидела политический подтекст в спектакле по известной сказке. Король там переводит часы, чтобы задержать на балу таинственную незнакомку. В Петропавловске ещё свежи были протестные настроения в связи с сокращением часовых поясов, когда Камчатка вдруг стала на час «ближе» к Москве. Вице-губернаторша увидела в капустнике явную антиреформенную крамолу и взбудоражила губернатора. В театр поступило ультимативное требование снять спектакль. Под угрозой увольнения оказались директор театра и художественный руководитель. Сценарий к злополучному капустнику написал Лепа.

– Как в театре проходила проверка на прочность?

– Многие тогда испугались. Наутро после вице-губернаторского демарша у худрука собрался целый «совет в Филях». Поступило предложение снять спектакль и лихорадочно подбирался предлог, один глупее другого: внезапная болезнь Золушки (Лены Зориной), отключение света, повреждение электрического кабеля… Наконец, последнее: «Будем марать текст, часы не переводим». Я сказал, что ничего марать не буду.

Обстановка в театре тогда накалилась. И далеко не все прошли это испытание достойно. Была и возможная подстава, когда Лепе предложили выпить коньяку в день спектакля (как предполагает Андрей, чтобы потом отстранить его от выхода на сцену и тем самым сделать сговорчивее).

– Об этом противно вспоминать, — говорит Андрей.

Дальнейшее известно. Экс-губернатор Михаил Машковцев из Санкт-Петербурга выложил пассаж вокруг «Золушки» в Интернет. Из Владивостока прилетели журналисты японского телеканала «NHK». История с цензурой на Камчатке получила международную огласку. Кузьмицкий пошёл на попятную, приезжал в театр успокаивать артистов, но было уже поздно. В феврале 2011-го он был отправлен в отставку «по собственному желанию». В его непрочном и без того положении «Золушка» стала последней каплей.

Так Лепа своей инсценировкой похоронил политическую карьеру самого молодого губернатора в истории Камчатки.

Досье
Андрей Николаевич ЛЕПЕЕВ. Родился 28 апреля 1960 г. в п. Штыково Приморского края, в рабочей семье. В 1987 году окончил Дальневосточный педагогический институт искусств. В Камчатском драмтеатре 20 лет. Сыграл на Камчатке 52 роли, в том числе — капитана Миронова в недавней премьере театра «Капитанская дочка». Автор сценария практически всех капустников, праздничных интермедий и дивертисментов Камчатского драмтеатра последних лет. Женат третьим браком.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Какую погоду ждём в Крещенскую ночь на Камчатке?
  2. Как правильно выбросить ёлку?
  3. Как управлять автомобилем в гололёд?