aif.ru counter
Татьяна Боева 0 447

ЕГЭ – не Яга. Учитель года о плюсах и минусах единого госэкзамена

Почему профессию учителя нельзя ассоциировать с деньгами.

«Я и сам могу урок сорвать».
«Я и сам могу урок сорвать». © / Татьяна Боева / АиФ

Он не любит ставить двойки — делает это, если ученик со светлой головой откровенно ленится выполнять задания. Ещё считает, что отупить можно кого угодно и не обязательно с помощью единого госэкзамена.

Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года-2016», преподаватель словесности Андрей Крылов из петропавловской школы № 26 с детства завидовал тем, у кого есть братья и сёстры, поэтому с удовольствием возился с малышами. Мечтал стать детским врачом, но в итоге его призванием стала педагогика.

Публичное дело

О встрече мы договорились по телефону. Поразила мгновенная готовность собеседника пригласить незнакомого человека к себе на урок. Но, оказавшись в классе раньше учителя, я поняла, что детям к гостям не привыкать. А после, сама того не замечая, с головой окунулась вместе с девятиклассниками в атмосферу творчества, ломая голову над стилистикой предложений, эпитетами и метафорами.

После урока мы задержались в опустевшем классе.

Татьяна Боева, kamchatka.aif: Андрей Анатольевич, судя по тому, как легко вы меня пригласили, открытые уроки давать не боитесь?

Андрей Крылов: Нет! Я изначально выбрал публичную профессию. И коль стою перед детьми и несу ответственность за каждое произнесённое слово, мне не должно быть стыдно кого-то к себе приглашать. Всегда работаю с открытой дверью, как бы говоря: приходите, смотрите мою работу! А если я её прячу, значит, что-то делаю не так.

Конечно, на открытых уроках, когда кроме 25 подростков сидят ещё 30 взрослых людей, я тоже нервничаю, потому что меня оценивают субъективно. Но, с другой стороны, выслушать все мнения и получить опыт — тоже очень важно.

– Не секрет, что мальчики редко выбирают профессию учителя. А как вы стали педагогом?

– Учителя сделали из меня преподаватели пединститута: Беата Владимировна Бушелева, Галина Григорьевна Кравченко, Людмила Михайловна Пастушенко. У нас была очень сильная педагогическая школа! В ней мне показали, что педагог может внести в этот мир очень много интересного. На кафедре литературы были практически одни блокадницы, которые в своё время окончили Ленинградский университет, сильнейший в СССР! Историческую грамматику, например, преподавала Ольга Тимофеевна Бархатова — про неё легенды ходили, что путёвку в педагогику ей дала сама Надежда Константиновна Крупская. Эти люди полностью отдавали себя преподаванию педагогики, словесности, и нас заставляли так же подходить к этому вопросу.

Педагог может внести в этот мир очень много интересного.
Педагог может внести в этот мир очень много интересного. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

«Учитесь властвовать собою!»

– А своих школьных учителей вспоминаете?

– Да, постоянно! Запишите: Никулина Надежда Николаевна, учитель истории 11-й школы. Она у меня преподавала, когда я учился в 9 классе, и сейчас преподаёт. Когда мне бывает сложно на уроке, вспоминаю и думаю, что бы она сделала. А секрет Надежды Николаевны в том, что она в каждом ребёнке, даже завзятом хулигане, видит личность и уважает её.

– Кстати о хулиганах. С «фигурами речи» боретесь?

– Работаем над этим! Например, если кто-то выражается грубо, решаем на уроке вопрос из ОГЭ: замените просторечное слово стилистически нейтральным синонимом. И считаю до трёх. Не успел — получи двойку. И попробуй у меня потом в кабинете это грубое слово произнести! Это — не наказание, а подготовка к экзамену! Бывает, в 7-м классе дети сами начинают считать: раз, два, три!

А иногда они и не знают, как заменить нецензурное слово таким, которое можно произнести в обществе. Подбираем вместе…

Вы знаете, русская литература — это сплошной психологизм! Вот у меня девятиклассники два месяца назад прочитали «Евгения Онегина». Я спрашиваю на первом уроке: скажите, Онегин — положительный или отрицательный персонаж? Девчонки выразили свою мысль примерно так: «Он — козёл! Татьяна ему написала, а он её послал! Как можно так с девушкой?».

В девятом классе такой уровень разговора — на эмоциях. И я не запрещаю высказываться откровенно, хотя материться запрещено. Но мне хватает пары вопросов, чтобы объяснить девчонкам, что Онегин по отношению к Татьяне — положительный персонаж, и она должна быть ему благодарна! Евгений поступил благородно, сказав ей: «Учитесь властвовать собою! Не всякий вас, как я, поймёт: к беде неопытность ведёт!».

Учитель не запрещает детям высказываться откровенно.
Учитель не запрещает детям высказываться откровенно. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Непременное условие

– Проблем с дисциплиной у вас на уроках не бывает?

– Как не бывает! Я могу и сам урок сорвать.

– ?!

– Попрыгать с детьми, посмеяться. Представьте, приходит седьмой класс на шестой урок, и перед этим у них была физкультура. А тут солнце светит… Конечно, можно накричать, задавить двойками. А можно просто поиграть. Например, кидаю ученику теннисный мячик и одновременно спрашиваю: «Выбегающий — какая часть речи?». Ученик должен быстро ответить: «Причастие!» и кинуть мне мячик назад. Игра — лучше, чем крик, согласитесь. Конечно, на шестом уроке я могу заставить их скрипеть ручками сорок пять минут, но они возненавидят и меня, и русский язык, и ту часть речи, которую мы изучаем!

– Правда, что вы ходите с детьми в театр?

– Да. И в драматический, и в кукольный. Вот сегодня со старшеклассниками обсудил одну экзаменационную тему: настоящее искусство. Перед этим мы сходили на спектакль кукольного театра по Чехову — понравилось всем! Но здесь есть одно непременное условие: учитель не имеет права вести детей в кино или театр, пока сам не посмотрит: и классика можно поставить так, что бывает стыдно…

Возил я детей и в Северную столицу: у нас была программа — литературный Санкт-Петербург. А толчок мне дал один мальчишка, который внимательно рассматривал на уроке слайды Аничкова моста и задавал такие вопросы… Я понял, что дети должны сами увидеть великий город, откуда «выросли» многие литературные герои: двор-колодец, где жил Раскольников, Сенную площадь, на которой Мармеладов попал под лошадь, Чёрную речку, где сошлись на дуэли Дантес и Пушкин…

Ребята воспринимают материал с горящими глазами!
Ребята воспринимают материал с горящими глазами! Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Зато потом на уроках дети воспринимали материал с горящими глазами: это всё имело цвет, смысл, запах! Сейчас девятый класс просится — думаем, куда поехать в следующем году.

Реальные ГОСы

– Многие ругают единые госэкзамены за то, что приходится делать выбор методом тыка, это отупляет…

– Я считаю, что по русскому языку ЕГЭ абсолютно оправдан. Всё зависит от того, как вы учите. А отупить можно кого угодно и не обязательно с помощью ЕГЭ! Я пробовал давать тесты детям, чтобы они отвечали на них именно так, как вы сказали — методом тыка. Угадывали три-четыре вопроса. Это значит — не сдали. Всё равно не угадаешь, если нет знаний! Кроме того, у нас на русском языке есть ещё и творческая работа — сочинение.

В едином госэкзамене по литературе — пять сочинений разного уровня сложности. И как вы натаскаете на пять сочинений? Нереально! Чем хорош ЕГЭ? Тем, что наши провинциальные дети по его результатам могут поступать в московские вузы!

Но я против системы основного государственного экзамена — ОГЭ — в 9 классе, который у нас ввели! Сейчас без его успешной сдачи ученики не могут пойти ни в 10 класс, ни в техникум. Зачем их унижать, не давая возможности достойно окончить основную школу? Дайте им традиционную систему сдачи экзаменов, и пусть они получают рабочую специальность! Будет у них в дальнейшем возможность выучиться — они продолжат, может быть, образование. Но сейчас этого нет! И поэтому я против ОГЭ!

– Вам хватает зарплаты?

– Давайте не будем трогать эту тему! Нельзя профессию учителя ассоциировать с доходом, иначе всё остальное потеряет свою ценность. Если ты работаешь в коммерции — то только для себя и на себя. А здесь — совсем другое дело…

Досье
Андрей Анатольевич КРЫЛОВ. Родился 24 января 1966 г. в Петропавловске-Камчатском. Окончил филфак Камчатского пединститута, Санкт-Петербургский педагогический университет имени Герцена. Женат, трое детей. Дочь окончила школу с золотой медалью, средний сын — с серебряной. Младшему — 6 лет. В прошлом году три выпускника Андрея Крылова набрали на ЕГЭ по русскому языку больше 90 баллов.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Сделают ли дорогу на Мишенную сопку в Петропавловске?
  2. На какие нужды камчатские семьи могут потратить материнский капитал?
  3. Могут ли на Камчатке начинающие бизнесмены получить консультации?