aif.ru counter
Татьяна Боева 1681

Логопед-дефектолог — о том, чем грозят нарушения речи

Исправить речь можно, если не пускать проблему на самотёк.

Нужно не сюсюкать, а разговаривать.
Нужно не сюсюкать, а разговаривать. © / www.globallookpress.com

Логопед-дефектолог с 30-летним стажем Елена Острогляд убеждена, что если у ребёнка «каша» во рту — ждать нельзя! Это — упущение родителей, которые пускают проблему на самотёк.

Рабочий стимул

Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Елена Казимировна, ваша профессия очень специфичная. Как вы пришли в неё?

Елена Острогляд: После первого института — педагогического — я работала во вспомогательной школе, так называемой коррекционной. И меня заинтересовали дети с особенностями психофизического развития. Но чтобы стать настоящим специалистом, способным работать с такими детьми, знаний, полученных в вузе, не хватало. И я решила продолжить образование. В то время в Советском Союзе было всего шесть институтов, где готовили дефектологов-логопедов, и один из них в Минске. Специальность действительно остродефицитная, конкурс был 16 человек на место.

– Просветите немного по поводу особенностей детского развития — с чем вам приходится работать?

– У нас существует несколько специализаций. Сурдопедагогика подразумевает занятия с детьми, страдающими нарушениями слуха, тифлопедагогика — зрения, олигофренопедагогика — воспитание и обучение детей с умственной отсталостью, логопедия — речевые нарушения. И это неполный перечень особенностей работы дефектолога и логопеда. Например, по логопедической классификации только нарушений речи насчитывается более десяти. А у детей с нарушением интеллекта наблюдается системное недоразвитие речи.

Иногда на приём приходят дети, которые не разговаривают вообще. А потом начинают говорить. И это самый сильный стимул в нашей работе.

– Сами дети вряд ли запишутся к вам на приём. Когда родители должны забить тревогу и обратиться к специалисту?

– При любом нарушении речи! Например, иногда родителям кажется, что ребёнок просто не выговаривает какой-то звук. Но при более тщательной диагностике выясняется, что нарушен ещё и фонематический слух, то есть когда человек может не различать звонкие и глухие звуки: для него «бочка» и «почка» звучат одинаково.

Может не соответствовать возрасту словарный запас, или быть нарушение грамматических конструкций речи, когда ребёнок неправильно строит фразу, или проглатывает окончания — всё это должно послужить поводом для обращения к специалисту.

Следить за развитием ребёнка необходимо с первых дней жизни! Особенно большое внимание в первый год нужно уделять развитию мелкой моторики рук, работе пальчиков: в коре головного мозга центры артикуляции и управления движениями рук находятся в ближайшем родстве. А детский лепет обязательно должен появиться у малыша к 4-5 месяцам. К году-полутора — первые слова, а к двум годам — фразовая речь.

– Но иногда родители говорят — мол, сами заговорили в три года и ничего страшного…

– Могу сказать как специалист: если первые слова появляются у ребёнка в 3-4 года — это нарушение развития. Проблемы с речью ведут за собой задержку развития всех психофизических процессов: интеллекта, памяти, внимания. Слышали такой термин «ЗПР» — задержка психического развития? Некоторые родители бояться этого диагноза, и напрасно. Здесь, в отличие от умственной отсталости, имеет место обратимость интеллектуального дефекта. Особенность ЗПР — неравномерность нарушения различных психических функций. Например, логическое мышление может быть даже более сохранным, чем внимание или память. В этом случае задача логопеда-дефектолога — подготовить ребёнка к школе, развить речь с тем, чтобы он пошёл в первый класс. Иногда достаточно два-три раза показаться специалисту.

В одном лице

– Есть разница в работе логопеда и дефектолога?

– Логопед работает с нарушениями речи, а дефектолог — с развитием высших психических функций. Но поскольку одно связано с другим, то провести чёткую границу сложно. Когда я только приехала на Камчатку вместе с мужем-моряком, этого разделения вообще не было. У меня даже в трудовой записано: «принята логопедом», а потом — «должность переименовать в дефектолога».

В конце 80-х в Петропавловске, кстати, было три логопеда на весь город. А сейчас почти в каждом детском саду есть и логопед, и дефектолог. Хотя, по моему глубокому убеждению, эти специалисты должны работать в одном лице. Как можно заниматься только с речью, не развивая высших психических функций, внимания, памяти, сенсорных, цветовых ощущений? Всё должно быть в комплексе!

– Всегда ли нарушения речи свидетельствуют о недостатке развития?

– Вовсе нет. Но если такие нарушения есть, один логопед не справится. Невролог, психотерапевт, иглорефлексотерапевт, врач ЛФК, массажист — вот примерный список специалистов для решения проблемы.

Сегодня очень много речевых нарушений у детей с нормальным интеллектом. Заикание, например. Или плохое выговаривание некоторых звуков из-за сюсюкания со стороны взрослых — ведь ребёнок им подражает! Такое подражание может быть и в группе детей — например, в детском саду. А мама не всегда знает, что ребёнок должен уметь в 2-3 года. Поэтому, повторюсь, заниматься и разговаривать нужно с первых дней жизни! Не сюсюкать, а говорить нормальным, грамотным языком. Интеллект у ребёнка закладывается в возрасте до 3-х лет, потом — только развивается. Исправить речь можно, если не пускать проблему на самотёк. Если у ребёнка «каша» во рту — не ждать! Проходите диспансеризацию, чтобы вовремя обнаружить нарушение и вылечить.

И ещё один очень важный момент, на который хочу обратить внимание: один специалист, даже самый лучший, без участия родителей мало чего добьётся. Взаимосвязь очень важна! Иногда достаточно даже одной грамотной консультации, чтобы мама и папа справились с детской проблемой сами.

Французская дикция

– Вы работаете только с детьми?

– Нет, часто со своими речевыми проблемами обращаются и взрослые. Например, однажды пришёл на приём молодой парень, у которого был горловой, грассирующий звук «р», на французский манер. Это не нравилось его невесте, и девушка поставила условие: ликвидировать недостаток речи. Работал молодой человек вахтовым методом, и у него было время для интенсивных занятий. Мы решили его проблему. Но я спросила у парня в шутку, не проще ли невесту поменять? Супружество — очень ответственный шаг. Если девушка уже сейчас хочет переделать будущего мужа, то что будет дальше? И ещё я посоветовала ему учить французский язык.

Однажды пришёл зрелый мужчина с просьбой выправить дикцию: его назначили на ответственную должность, а он «л» и «р» чётко не выговаривал. Приходилось ставить произношение даже диктору телевидения. Кстати, сейчас в театральные и в военные училища не берут студентов с дефектами речи. У меня сын учится в институте гражданской авиации, и его сокурсник не выговаривал «р». После первого курса на очередном медосмотре парня предупредили: или исправляешь речь, или отчисляем…

А в Белоруссии в пединституты не берут с плохой дикцией — и это правильно! У педагога речь должна быть безукоризненной.

Досье
Елена ОСТРОГЛЯД. Родилась 5 сентября 1961 года в г. Березино Минской области в Белоруссии. Окончила Могилёвский педагогический институт по специальности педагогика и психология, факультет дефектологии Минского государственного университета. На Камчатке — с 1987 года. Стаж работы по специальности — более 30 лет. Замужем, двое сыновей. В свободное время увлекается созданием картин и икон из бисера.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как жителям Камчатки, уезжающим в отпуск, передать показания счётчиков?
  2. Как подать апелляцию на результаты ЕГЭ?
  3. Могут ли коллекторы требовать вернуть долг по банковскому кредиту?